Управляем проектам по Scrum

1C_ARENDA%20PROGRAMM_logo_v2_red.png

Цель нашей компании - предложение качественных локализованных ERP-решений и проектных услуг по внедрению управленческого, бухгалтерского и налогового учета

Даже людям далеким от бизнеса понятно, что успешно управлять проектами – настоящее искусство. Поэтому на сегодняшний день разработано множество методологий управления, среди которых каждый сможет выбрать ту, которая соответствует его запросам, уровню подготовки и сфере деятельности компании. В статье мы расскажем об одной из методологий – Scrum.

Прежде чем выбрать методологию управления проекта, нужно определить ценности, как свои личные, так и компании.

Рассмотрим семь уровней ценностей.

1.       Уровень физических рефлексов. На данном уровне индивид действует в одиночку на основании собственной интуиции и инстинктов, главная его цель – выжить. Этот уровень нельзя считать организационным, поэтому вряд ли хоть один из читающих эту статью к нему относится.

2.       Уровень принадлежности. В отличие от первого, на данном уровне несколько индивидуумов собираются вместе. Однако среди них нет лидера, да и сама идея управления остальными никому из участников группы в голову не придет. Претендентов попасть на данный уровень тоже, мы предполагаем, среди вас нет.

3.       Уровень революционный, или импульсивный. На данном уровне находятся те организации, лидер которых не признает чей-либо авторитет, его главная цель – любыми способами обеспечить себе главенствующее положение в команде. Ни о каком-либо способе управления речь не ведется. Примером таких организаций может стать преступная группировка, мафия. В таких организациях все заработанные средства остаются главарю.

4.       Уровень регламентов и норм. Примером организаций этого уровня может быть армия, ЖКХ. То есть классическая бюрократическая схема управления. По этой схеме работает большинство предприятий и организаций.

5.       Уровень лидерства. На этом уровне остановилось большинство остальных организаций. Во главе организации стоит лидер, который руководит деятельностью всей компанией. Для таких организаций характерна конкурентная среда, созданная искусственно, и иерархальная система менеджмента.

6.       Уровень общности. На этом уровне работают многие компании в сфере ИТ и медиа. Следующим уровнем, как видно из схемы, расположенной выше, будет уровень духовности. На этом уровне не будет иерархии и менеджмента в его классическом понимании, конечной целью деятельности компании будет преобразование мира в лучшую сторону.

Прежде чем внедрять scrum в управление своей компании или проект, проанализируйте, готовы ли вы, как руководитель, и ваша компания к таким переменам.

Что такое Scrum?

Немного об истории появления Scrum. В 1986 году некий японский менеджер охарактеризовал Scrum как принципы самоорганизующейся команды. В 1993 году Джеф Сазерленд предложил Scrum в качестве методологии для разработки программного обеспечения. Так что же это такое? Если кратко, то Scrum – это командная работа. И, естественно, у этой методологии масса преимуществ:

  •  довольные выполненной работой заказчики;
  •  отличная окупаемость инвестиций;
  •  уменьшение затрат;
  •  быстрый результат;
  •  удовлетворение от проделанной работы.

Принципы Agile зафиксированы в манифесте Agile Magnifesto в 2004 году. Состоит этот документ из следующих строк:

  •  люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов;
  •  работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
  •  сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
  •  готовность к изменениям важнее следованию первоначальному плану.

Как видим, Scrum не просто методология командной работы, это определенный набор ценностей. Поэтому и работа над проектом предполагает не жесткую структуру и регламентированные бизнес-процессы, а роли, виды деятельности и артефакты.

В работе над проектом может принимать участие одна или несколько команд. Оптимальное количество ролей в каждой команде – три. Владелец продукта – «главарь», управляющее лицо, именно он отвечает за конечный результат проекта. За реализацию проекта отвечает команда разработчиков и Scrum-мастер.

Этапы работы примерно такие: приведение в порядок задела продукта – задел – составление плана спринта – задел спринта – исполнение спринта – подведение итогов – ретроспектива. Также проводятся ежедневные пятиминутки и анализ проделанной работы.

Расскажем подробнее о процессе работы.

Скрипт

Scrum основывается на итеративном подходе. Причем время каждой интерации ограничено. Преимущества данного подхода очевидны:

  •  дедлайн;
  •  правильно расставленные приоритеты;
  •  демонстрирование прогресса;
  •  отсутствие перфекционализма;
  •  стимул для завершения;
  •  предсказуемость.

И для того чтобы претворить эти преимущества в жизнь, достаточно всего три роли. Подчеркнем, именно роли, а не люди: Владелец, Мастер и Команда.

Владелец, напомним, – единственный, кто уполномочен принимать решения, связанные с внешним видом продукта, он же особым образом связывает участников проекта и разработчиков. Для того чтобы выполнять данную роль специалист должен обладать следующими качествами:

  •  отлично ориентироваться в предметной области производимого продукта, так как именно на его плечи ложится ответственность за все принятые по продукту решения. Опыт позволит Владельцу предусмотреть форс-мажорные ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы, и избежать их;
  •  уметь общаться с людьми. На наш взгляд, это основное качество, которое нужно в agile. Для Владельца оно должно быть ключевым, так как именно ему придется проводить переговоры, разрешать конфликтные ситуации, правильно мотивировать своих людей;
  •  уметь и не бояться принимать решения. Именно это умение отличает Владельца от его коллег. Ведь на его плечи ложиться ответственность за все происходящее в процессе разработки. Владелец должен уметь просчитать, эффективна ли деятельность команды, будет ли рентабелен продукт. Он же принимает решение о продолжении или прекращении разработки, изменении продукта или корректировки первоначального плана.

Scrum Мастер выполняет функцию наставника. Для этого не нужны какие-то специфические знания и навыки в области производимого продукта. Но нужно то, что невозможно узнать или выучить, – своеобразную энергетику, которая будет держать на плаву всю команду. Scrum Мастер должен быть:

  •  наставником. Ему отведена роль того, кто будет раскрывать потенциал любого члена команды. В его задачи входит повышение эффективности работы всей команды;
  •  духовным лидером. Для этого не нужно быть всегда правым, нужно уметь управлять настроением и вдохновлять остальных на свершения;
  •  тем, кто умеет брать на себя ответственность за настроение и здоровые отношения в коллективе;
  •  «защитником» спринта. Напомним, один из принципов Scrum – невозможность внесения в цели спринта каких-либо изменений до его окончания;
  •  инициатором различных изменений и устранителем проблем. Мастер контролирует все процессы, связанные с командой. Он должен улавливать любые изменения в работе команды или их отношениях друг с другом. В его задачи также входит разрешение конфликтных ситуаций и создание плана действий на любой случай.

Команда. Владелец и Мастер, безусловно, важные роли в Scrum. Но зачем нужен лидер, если у него нет команды? И не просто команды профессионалов, а тех, кто будет разделять его взгляды и придерживаться ценностей Agile и принципов Scrum.

Так каким должны быть члены команды?

  •  Способными к самоорганизации. Каждый член команды должен уметь принимать решения самостоятельно, а не ждать постановки задачи, которую ему поставят сверху;
  •  Владеющими знаниями, умениями, навыками в разных предметных областях.
  •  Способными поддерживать дружественную атмосферу в команде, относится к коллегам доброжелательно, быть открытыми. Это крайне важные качества для создания долговечной и стабильной команды.
  •  Физически крепкими. Это качество понадобится членам команды, так как работа в Scrum зачастую ведется в крайне жестком темпе, нужно быть готовым к этому.
  •  Оптимально «загруженными». В настоящей команде не должно быть лишних или незаменимых людей, нельзя кого-то загрузить работой в то время, когда другой расслабляется. Эту задачу должен решать Мастер: он должен так распределить обязанности каждого, чтобы команда работа результативно.

Принципы планирования в Scrum

Итак, каковы же принципы планирования в Scrum?

  •  Важно понять, что предусмотреть что-то заранее или надеяться на составленный план, получается далеко не всегда.
  •  Предварительно составленный план должен быть полезным. Не переусердствуйте: излишняя дотошность при составлении предварительного плана может привести к обратным последствиям – излишним расходам и убыткам.
  •  Упор на возможность изменения и перепланировки плана, а не на строгое ему следование.
  • Готовность при необходимости резко сменить тактику. При этом важно понимать, что изменение стратегии – это не катастрофа, а возможность взглянуть на проект с абсолютно другой стороны.

Подведем итоги

Так как же работает Scrum на практике? Сначала у Владельца продукта в голове появляется образ и вид продукта – команда специалистов принимается за задел продукта и упорядочивает его – составление плана спринта, формирование задела спринта, его выполнение – подведение итогов и ретроспектива. К этому добавляются ежедневные пятиминутки и летучки.

Преимущества работы по методологии Scrum очевидны:

  •  удовлетворенный заказчик. Он видит, как организуется процесс работы над его продуктом, осуществляет обратную связь тогда, когда это требуется;
  •  высокая окупаемость продукта объясняется тем, что после каждого спринта получается продукт, готовый к использованию;
  •  уменьшение расходов благодаря гибким принципам планирования;
  •  получение быстрого результата благодаря Мастеру и команде;
  •  благодаря тому, что Scrum позволяет вовремя отказаться от того, что может негативно сказаться на проекте, команда получает полную удовлетворенность от проделанной работы.

Вернуться к списку